Чем занимается жилнадзор?

Вряд ли в последнее десятилетие есть ведомство, вызывающее столько же надежд, удовлетворения, разочарований, как жилищная инспекция. Реформирование ЖКХ проходит трудно, противоречиво, порой просто скандально - и со всеми неиссякаемыми проблемами люди обращаются в жилинспекцию. Сейчас это ведомство называется так: управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору. Но в народе - все равно жилинспекция. Сегодня на вопросы нашего корреспондента отвечает начальник управления Валерий Савченко.

-Валерий Анатольевич, давайте поговорим о целях, задачах вашего ведомства, о том, как вы с ними справляетесь и насколько удовлетворены своей работой. На вас люди возлагают такие надежды, чаще всего вы последняя инстанция в решении сложнейших жилищно-коммунальных проблем.

- Такой взгляд не только у россиян, но и у государства. Роль государственного жилищного надзора постоянно повышается на федеральном уровне. Около двух лет назад появился главный государственный жилищный инспектор РФ в должности заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России- это Андрей Владимирович Чибис. Сегодня он строит свою работу на том, что жилищной инспекции, жилнадзору принадлежит центральная роль в контроле за происходящими в жилищно-коммунальном хозяйстве процессами.

Весь прошлый год мы по требованию Минстроя посвятили популяризации органа государственного жилищного надзора. Я максимально воспользовался интересом СМИ к проблемам ЖКХ, выступал в СМИ, на телевидении, по радио, призывая людей обращаться к нам с жилищно-коммунальными проблемами, обещая конкретную помощь.

Результат нашей работы, на мой взгляд, выразился в двух цифрах: количество жалоб на работу управляющих компаний, поступающих в правительство края, сократилось на 18 процентов. А вот количество обращений в жилнадзор выросло в полтора раза. В 2014 году у нас было около 20 тысяч обращений, а в минувшем году - уже 30 тысяч.

- На что чаще всего жалуются ставропольцы?

-Сорок процентов обращений связаны с начислением платежей. Людей больше всего волнует вопрос правильного расчета оплаты за те коммунальные услуги, которые они потребили. У нас не так давно появился отдел, который занимается только расчетами. Объем работы огромный. Ведь если поступает жалоба от отдельного жильца, то наши специалисты проводят перерасчет по всему дому. По-иному нельзя, каждый конкретный собственник «завязан» на общедомовых расходах. Обнаружив нарушения, мы даем предписание управляющей компании сделать перерасчет по всему дому, всем собственникам. В 2014 году мы вернули жителям по нашим предписаниям около пяти миллионов рублей. В первом полугодии 2015 года, на 1 июля, было возвращено уже 9,6 миллиона рублей. А уже во втором полугодии цифра резко упала - до 3,4 миллиона рублей. Объяснение, на наш взгляд, простое: управляющие компании увидели, что идут активные проверки по сигналам собственников, стали рассчитывать правильно. Нарушения, безусловно, есть и сейчас, но ситуация постепенно улучшается.

- Неправильный расчет - в основе обмана что?

-Неправильное начисление расходов на общедомовые нужды. Многие УК вместо того, чтобы считать расход по нормативам, перекладывали на жильцов весь показанный общедомовым счетчиком объем. Некоторые УК берут при расчетах не истинную площадь квартир, а какие-то непонятные цифры. К сожалению, у нас не всегда есть возможность помочь людям, поскольку наше управление непосредственно проверкой финансово-хозяйственной деятельности УК заниматься не может, это не входит в его функции. Так что и в ТСЖ, и в УК мы можем проверить правильность начисления, в том числе и ОДН, только с учетом показаний тех приборов учета, которые в доме имеются.

- Давайте коснемся такого изменения в законе, как включение расходов на общедомовые нужды в первую строку.

-Да, планировалось, что они уйдут в первую строку с 1 апреля - это было принято законом. Но, к сожалению, исполнение такого решения на сегодня приостановлено до января 2017 года. Меня как руководителя надзирающего органа сильно беспокоит, что многие и сегодня платят за кого-то, за вороватого соседа. Этого просто не должно быть.

- Кстати, нерадивые УК не начнут «вбивать» в первую строку все, что им захочется?

- Нет, в первую строку УК «вобьет» исключительно размер норматива - и не литром воды больше. Норматив утверждает министерство ЖКХ края, эта цифра автоматически включается в первую строку, и никто ничего больше не увеличивает. Лучше один раз объяснить это людям, чем постоянно разговаривать о том, правильно или неправильно рассчитали.

Это одна сторона медали. Другая - весь перерасход ресурса ложится на УК, возникают вопросы - смогут ли они остаться на рынке, не обанкротятся ли. Мое мнение - если бы они проснулись и начали работать по уменьшению расходов на ОДН, то все бы у них было неплохо. Те компании, которые действительно серьезно работают, достигают хороших результатов. Добавлю - вместе с председателем домкома, ТСЖ. Если никто в доме не заинтересован в наведении порядка, одной УК справиться трудно. В тех домах, где УК и жильцы работают совместно, расходы на ОДН снижаются до копеек.

- Давайте вернемся вот к чему: вы уже сказали, что не уполномочены проверять финансово-хозяйственную деятельность УК или ТСЖ. Но эта самая деятельность - больной вопрос для многих многоквартирных домов. Что посоветуете? Какой путь есть?

-Если совет дома или правление ТСЖ не могут установить, как расходуются средства, подозревают, что деньги похищены, - можно проголосовать, принять решение о проверке финансовой деятельности и обратиться к аудиторам, которые дадут заключение. Если опасения в нерациональных тратах подтверждены - обращаться в правоохранительные органы.

Скажу, что сейчас и в крае, и в Ставрополе есть ТСЖ, где все открыто, прозрачно, понятно жильцам. Все зависит от того, кто в доме стоит у руля. К сожалению, в МКД часто приходят на хозяйствование те, кому нечем заняться. И вот начинают хитрить, не показывать расход средств - появляются проблемы. Полная открытость - единственный путь к порядку.

Я встречаюсь с руководителями управляющих компаний и постоянно говорю об одном: нужно заключать с людьми понятные им договоры, абсолютно прозрачные. Скажем, содержание одного квадратного метра -14 рублей. Что в них входит - надо разложить в деталях, в рублях и копейках. Скажем, уборка подъездов - два раза в неделю, уборка придомовой территории - три раза в неделю, это стоит столько-то, в расчете на год - столько-то и так далее. Пункт выполнили - председатель подписал акт, работы сделаны.

В лучших ТСЖ так и делают: ежемесячно информируют - доход и расход, куда, на что - все до копейки. Не оказали услугу - выбрасываем ее из расходов и пересчитываем.

Или взять текущий ремонт, которому в платежке отведена отдельная строка. Мы требуем у УК - учитесь работать правильно, без обмана. Раз в год вышли на обход дома, провели ревизию - какие работы нужно провести? Скажем, нужно заменить четыре метра отмостки, семь метров водопроводной трубы, подправить ступеньки - со всеми цифрами надо выйти на собрание, сказать людям: нам надо на такие-то работы потратить столько и столько. Нормативы утверждены и на сегодня исправно действуют. Если УК не хочет давать вам такой подробный прозрачный отчет по текущему ремонту, не хочет раскрывать информацию - она дому не нужна. Нужно видеть четкие цифры, знать, как расходуется каждый рубль, какие работы сделаны, какие нет. По-другому не получится, только так.

- Хорошо сказать - меняйте управляющую компанию, на практике такие переходы длятся годами.

- Так было. Сегодня есть реестр домов, находящихся в управлении той или иной УК. Если дом принял решение уйти из УК и предоставляет нам протокол общего собрания, мы включаем сведения в реестр о том, что дом ушел из этой компании. Недавно вышло постановление Правительства РФ о прекращении договора управления МКД с момента включения сведений в реестр.

У нас реестры размещены на нашем сайте, мы включаем дом в реестр другой компании по результатам проверки протокола общего собрания.

- А как с деньгами?

-А вот с деньгами посложнее. Позиция здесь такая: если вы понимаете, что УК не работает, то не надо копить у нее деньги на некий текущий ремонт и потом говорить, что вот прошло полгода, а они ничего не делают. Надо срочно собирать собрание и переходить в другую компанию. Таким образом мы должны убрать с рынка компании, которые работают плохо, некачественно, недобросовестно.

- Федеральный закон сделал протоколы общих собраний официальным документом, обязал предоставлять их в органы государственного жилищного надзора. Как это получается на практике?

- Действительно, с 1 августа минувшего года у нас появилось право проверять правильность проведенного собрания, особенно если из дома поступила жалоба или два противоречивых документа. Сегодня наш отдел по лицензированию отработал четкий механизм проверки таких обращений. Мы запрашиваем информацию по всем собственникам в Росреестре, считаем площади помещений, определяя доли в общедомовом имуществе, и сверяем полученное с тем, что написано в протоколе. Бывает, у квартиры, скажем, три собственника, а расписался один. Если протокол составлен неправильно, то у нас есть полномочия обратиться в суд с заявлением об его исправлении. Протокол стал официальным документом, это дало возможность привлекать к уголовной ответственности лицо, доставившее протокол, в случае наличия поддельных подписей и так далее.

-Что служит основанием для исключения дома из реестра управляющей компании?

- Привлечение к административной ответственности УК или должностного лица УК дважды в течение года за неисполнение выданного нами предписания по конкретному дому. Если пришла жалоба от собственника или инициативной группы, мы выходим «на дом», проверяем заявление, и в случае установления нарушения выдаем предписание. По истечении срока предписания проверяем, если предписание выполнено - проблема устранена. Если нет - обращаемся в суд и привлекаем нарушителя к административной ответственности за неисполнение предписания. А когда домов, исключенных из реестра, становится более 15 процентов, мы обращаемся в суд, с тем чтобы вообще аннулировать лицензию.

Надо сказать, что это очень действенная мера, управляющие компании стали бояться административного наказания. Еще совсем недавно они у нас практически не бывали, то сейчас обратная картина. Приходят, докладывают, что все исправлено. И то сказать, штрафы за неисполнение предписаний немаленькие - от 50 до 100 тысяч рублей. В минувшем году мы взыскали 2 миллиона 700 тысяч рублей.

И тем не менее мы видим, что есть и позитивные моменты, нарождаются хорошие профессиональные УК. Работать плохо в недалеком времени станет просто невозможно, поскольку конкуренция на рынке жилищно-коммунальных услуг развивается и крепнет.

Источник: газета "Вечерний Ставрополь": http://vechorka.ru/article/chem-zanimaetsya-zhilnadzor/ 

16.02.2016

Facebook

Instagram

Телефон доверия:
(8652) 28-30-88

Горячая линия управления

Ставропольского края по

строительному и жилищному

надзору:

(8652) 28-30-60

Долевой контроль:
(8652) 28-30-70