Часто задаваемые вопросы

Как правильно составить обращение?

Порядок приема и рассмотрения обращений граждан:

Все индивидуальные или коллективные письменные обращения граждан и организаций следует направлять на имя начальника управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору Савченко Валерия Анатольевича:

почтой по адресу: ул. Войтика 10/1

факсом: 8 (8652) 28-30-68

электронной почтой e-mail: nadzor26@stavregion.ru

В обращении указываются:

фамилия, имя, отчество заявителя, точный адрес местожительства с почтовым индексом и контактный телефон. В тексте заявления необходимо указать причину обращения, а именно: кратко изложить суть вопроса, воздерживаясь от эмоциональных оценок. Не следует перегружать заявление излишними малозначительными деталями, за которыми может потеряться суть самого вопроса. При этом желательно, чтобы объем заявления не превышал одного листа. Необходимо указать, к кому из должностных лиц (сообщить их Ф.И.О., должность) и в какое время ранее обращался заявитель, с указанием наименования организации или учреждения. Желательно также приложить копии всех предыдущих обращений (жалоб, заявок и т.п.) с ответами уполномоченных лиц. Подобные заранее предоставленные документы значительно экономят время и позволяют государственным инспекторам управления более оперативно рассматривать вопросы, затронутые в обращении.

В коллективном обращении необходимо указать, кому из подписавших обращение граждан и по какому адресу направить ответ и его контактный телефон.

Обращение гражданина (граждан), не содержащее его фамилии, имени, отчества и данных о месте его жительства, рассмотрению не подлежит.

Контактный телефон необходим для того, чтобы государственный инспектор управления мог связаться и совместно с заявителем определить время выезда на место для рассмотрения обращения (при возникновении необходимости).

Информацию о регистрации обращений, поступивших в управление, можно получить ежедневно с понедельника по пятницу с 9-00 до 18-00, перерыв с 13-00 до 14-00 по телефону (8652) 28-30-80.

Порядок рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 452 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти».

Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

В каком порядке изменяется плата за жилое помещение с 01.01.2017 года?

Согласно ч. 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации с  01.01.2017 плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, которая определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации (министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края).

В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В каком порядке и в какие сроки, владелец специального счета должен представлять в управление сведения о размере начисленных, поступивших, израсходованных средств по взносам на капитальный ремонт?

Формы документов, предоставляемые в управление, для осуществления контроля за формированием фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края утверждены приказом от 01.08.2014 № 89-од. Ознакомится с данным документом можно на официальном сайте управления.

В соответствии с п. 2 ст.4 Закона Ставропольского края от 28.06.2013
№ 57-кз, ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме владелец специального счета (региональный оператор, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив, управляющая организация) обязан представлять ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за расчётным месяцем.

С 01.01.2017 года внесены изменения в ч. 3 ст. 172 ЖК РФ, предусматривающие также предоставление в орган жилищного надзора сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
В каком порядке осуществляется установление платы за услуги по вывозу твердых бытовых отходов?

В соответствии со ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Услуга по вывозу твердых бытовых отходов (далее – вывоз ТБО) является жилищной услугой. Отношения по содержанию и ремонту общего имущества, принадлежащего собственникам помещений в МКД, на праве общей долевой собственности и управляющей организацией регулируются Правилами содержания общего имущества в МКД, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 13.08. 2006 г. № 491 (далее – Правила                    № 491). Согласно п.11(д) Правил № 491 услуга по вывозу ТБО должна быть включена в перечень работ и услуг по содержанию жилого помещения.

Расчет размера платы за услугу по вывозу ТБО производится на квадратный метр общей площади жилого или нежилого помещения многоквартирного дома (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ).

Согласно изменений, внесенных в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Однако, согласно п. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015                          № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Что делать, если температура горячей воды в вашей квартире не соответствует нормам предоставления коммунальных услуг?

Согласно приложению № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённым постановлением Правительства РФ, температура горячей воды в точке разбора (то есть в квартирном кране) должна быть не менее 60 0С.

Если температура воды в вашей квартире не соответствует заявленной, то вам могут сделать перерасчёт, если температура горячей воды ниже 40 0С, то горячее водоснабжение оплачивается по тарифу холодной воды. Для этого необходимо обратиться в управляющую компанию, которая обслуживает ваш дом, и вызвать специалистов. Они произведут отбор, а затем составят акт о том, что в квартире вода ненадлежащего качества или не той температуры. С этими документами нужно обратиться в ту же управляющую компанию, и вам сделают перерасчёт. Так же управляющей компанией должны быть приняты меры по устранению причин некачественного горячего водоснабжения, с привлечением при необходимости надзорных органов.

Возможными причинами нарушения температуры горячего водоснабжения могут быть:

  • отсутствие циркуляции, используется однотрубная (тупиковая) система горячего водоснабжения;
  • несоблюдение параметров горячего водоснабжения теплоснабжающей организации;
  • повреждение на тепловых сетях;
  • закрыта запорная арматура в подвальном помещении жилого дома;
  • засорены фильтры или прибор учета водоснабжения в доме.
Что делать, если в квартире температура отопительных приборов не соответствует норме?

В соответствии с действующим законодательством температура в жилых помещениях должна быть не ниже +18 градусов, а в угловых комнатах не ниже +20 (за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период за каждый градус отклонения температуры).

Первое действие, необходимо обратиться в свою управляющую организацию. ВАЖНО! Чтобы ваше обращение было зафиксировано – это может быть номер заявки и Ф.И.О. человека (диспетчера) который принял заявку или это может быть письменное обращение (в 2 экземплярах) на вашем обращении должна быть установлена виза о дате приема и регистрационного номера вашего обращения.

Для установления причин к вам должны прийти с проверкой для выявления причин низкой температуры в помещении. Делаются необходимые замеры температуры теплоносителя на вводе в дом и на элеваторном узле жилого дома, показатели сравниваются с температурным графиком параметров теплоносителя в установленный период (в зависимости от температуры наружного воздуха).

Возможными причинами нарушения параметров теплоносителя может быть:

  • повреждения на тепловых сетях;
  • отсутствие нормальной циркуляции;
  • несоответствие расчетных пропускных диаметров на тепловом и элеваторном узле жилого дома;
  • засорение фильтрующих устройств.

В любом случае причины должны выявить и устранить. Иногда достаточно сделать элементарные вещи такие как: утеплить жилье (окна, входные и балконные двери), не только в квартире, но и в подъезде. О всех проведенных действиях по вашему обращению Вам должны сообщить.

В каких случаях управляющая компания имеет право отключить электроснабжение, и в каком порядке?

В соответствии с требованиями п. 115 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения;

д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

В соответствии с требованиями п. 117 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами;

(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

В соответствии с требованиями п. 119 если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;

в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.

Как осуществить контроль со стороны собственников помещений за деятельностью управляющей организации или товарищества собственников, осуществляющих деятельность по управлению МКД?

В ст. 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что собственники помещений в МКД на своем общем собрании обязаны избрать совет МКД из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета МКД в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется. К полномочиям совета МКД относится, в том числе и осуществление контроля за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества в МКД и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в МКД и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме.

Ежедневный контроль со стороны совета МКД за деятельностью управляющей организации, осуществляющей деятельность по управлению общим имуществом, гарантирует качество и достоверность выполненных работ, а следовательно и оправдает затраченные средства.

При выявлении ненадлежащего качества услуг и работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» исполнителем услуг оформляется акт в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», который может служить основанием для перерасчета платы по заявлению потребителя услуг, а также является подтверждением ненадлежащего исполнения условий договора управления МКД управляющей компанией.
Что под собой подразумевает надлежащее содержание общего имущества МКД?

Управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Одним из обязательных требований к условиям договора управления является наличие перечня работ и (или) услуг по управлению МКД, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация. Постановлением правительства российской федерации «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» от 03.04.2013 № 290, определен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД.

При утверждении собственниками помещений в МКД перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, должна быть отражена периодичность, сроки проведения данных работ и объемы, согласно составу общего имущества.
Что входит и как определяется состав общего имущества собственников помещений в МКД, в отношении которого управляющая компания или товарищество собственников осуществляют деятельность по управлению МКД?

При утверждении на общем собрании собственников помещений условий договора управления МКД, одним из важных условий является наличие состава общего имущества МКД, в отношении которого будет осуществляться управление. Согласно требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491, состав общего имущества в МКД определяется собственниками помещений в данном МКД. В п. 2 Правил № 491 указано, что должен включать в себя состав общего имущества МКД, с перечислением помещений, строительных конструкций, инженерных сетей, земельного участка, специального оборудования. При определении состава общего имущества в МКД необходимо учитывать индивидуальные особенности конкретного МКД, с указанием количественно-качественных характеристик и используемых материалов.

В приложении к ГОСТ Р 56038-2014 «Услуги управления многоквартирными домами» указана рекомендуемая таблица, для описания состава общего имущества в МКД.
Можно ли продлить срок заочного голосования, если мало членов ТСЖ передали свои решения?
Нет, нельзя. Дату окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, вы указываете заранее – в сообщении о проведении общего собрания. Это предусмотрено ч. 5 ст. 45 ЖК РФ. Изменять условия голосования в ходе его проведения нельзя. Принявшими участие в общем собрании, проводимом в форме заочного голосования, считаются члены товарищества, решения которых получены до даты окончания их приема.
Кем и как должны выбираться правление и председатель правления ТСЖ?

Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.

Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.

Каков порядок создания ТСЖ?

Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме (ст. 136 ЖК РФ).

Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о создании ТСЖ подписывается всеми собственниками помещений, проголосовавшими за принятие такого решения (ст. 136 п. 11 ЖКРФ).
Как распределяются места общего пользования (кладовки на лестничных площадках, подвалы) в многоквартирном доме между собственниками?

В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений. Все вопросы, связанные с распоряжением, владением и использованием общего имущества, в том числе и земельным участком с элементами озеленения и благоустройства и иными предназначенными для обслуживания,  эксплуатации и благоустройства данного дома объектами, расположенными в границах земельного участка, рассматриваются собственниками помещений в многоквартирном доме (ст. 36 ЖК РФ).

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме,  в том числе относятся вопросы  о принятии решения о реконструкции многоквартирного дома, строительстве строений вспомогательного использования, ремонте общего имущества.

Решение общего собрания собственников помещений в МКД по вопросам,  отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в МКД,  в том числе для тех,  которые не участвовали в голосовании (п. 5  ст. 46 ЖК РФ).

Согласно ст. 46 ЖК РФ  решения общего собрания собственников помещений   в МКД по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственник, не принимавший участие в голосовании вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в МКД, если таким решением нарушены его права и законные интересы.
В чем заключается порядок переустройства и перепланировки жилого помещения?

Согласно ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) согласование переустройства и (или) перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений. В городе Ставрополе таким органом является комитет градостроительства администрации города Ставрополя.

На основании ст. 25 ЖК РФ под переустройством жилого помещения понимается установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Основания проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения определены ст. 26 ЖК РФ, в соответствии с которой собственник переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет ряд документов в орган, осуществляющий согласование проведения переустройства и (или) перепланировки:

- заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

- правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

- технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, и другие документы.

Следует отметить, что при рассмотрении вопроса переустройства жилого помещения необходимо учитывать техническое заключение (согласование) всех заинтересованных служб, соблюдать требования соответствующих нормативных правовых актов, строительных норм и правил.

Так, проект на переустройство должен содержать следующее:

проект на отключение отопления квартиры от внутридомовой системы отопления, заключение о том, что отключение квартиры (части квартир) не приведет к нарушению баланса теплоснабжения. В результате вторжения в отлаженную систему отопления здания без обоснованных расчетов и утвержденного проекта одни радиаторы будут «замерзать», а другие «кипеть»;

проект на монтаж системы индивидуального отопления квартиры;

проект на установку и монтаж внутриквартирного газового оборудования, при этом собственник жилого помещения обязан обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового и внутриквартирного оборудования с обязательным заключением со специализированной организацией договора о содержании и ремонте указанного газового оборудования;

проект (техническая документация) на устройство забора воздуха. Согласно п. 6.2 Свода Правил (далее – СП 41-108-2004) по проектированию и строительству «Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе» забор воздуха для горения должен производиться непосредственно снаружи здания воздуховодами;

проект на устройство дымохода и вентиляции с расчетом температуры, кратности и нормы воздухообмена. В данном случае следует отметить, что   п. 6.3 СП 41-108-2004 запрещается устройство дымоходов от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену многоквартирного жилого здания;

техническая документация для электроснабжения систем автоматики управления работой теплогенератора с устройством заземления (п. 7.1 СП 41-108-2004);

Учитывая изложенное, управление считает, что полная или частичная установка индивидуальных газовых отопительных котлов – колонок (котлов) в уже существующих многоквартирных домах требует полной (частичной) модернизации тепловых, водопроводных, электрических и газовых сетей в строгом соответствии с проектом и соблюдением прав и законных интересов всех собственников.

В соответствии с п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения (п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307).

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня предоставления указанных документов в данный орган.

В соответствии со ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества.

За самовольные действия в отношении собственников жилых помещений государственным инспектором управления возбуждается дело об административном правонарушении в области охраны собственности по частям 1 и 2 статьи 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также выдается предписание об обращении в администрацию города Ставрополя для установления срока и порядка устранения последствий самовольно выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке в жилых помещениях.

Данная информация направляется в орган местного самоуправления, который осуществляет согласование, для принятия мер, предусмотренных частью 3 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в соответствии с которой орган местного самоуправления устанавливает порядок и разумные сроки согласно которым собственники или наниматели самовольно переустроенных и перепланированных жилых помещений должны привести их в первоначальное состояние.

Если перепланированное и (или) переустроенное жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, установленном органом местного самоуправления, то орган местного самоуправления применяет к собственнику или нанимателю жилого помещения меры воздействия в соответствии с действующим законодательством. При этом необходимо учесть, что в соответствии с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ собственник (наниматель) жилого помещения может обратиться в суд в целях сохранения жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии.
Как решить вопрос по установки индивидуальных телеантенн и сплит-систем в многоквартирном доме?

Нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, обязательным для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила). В соответствии с п. 3.5.8 указанных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением установки кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения.

Согласно п. 4.6.1.20 Правил установка радио- и телевизионных антенн нанимателями, арендаторами, собственниками жилых помещений на крышах многоквартирных домов без утвержденных проектов не допускается, а согласно п. 5.6.24 организация по обслуживанию жилищного фонда обязана:

не разрешать на зданиях установку рекламы, транспарантов, антенн индивидуального пользования, а также других устройств и оборудования, которые могут нарушать работу радиотрансляционной сети.

Органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 36, ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)).

Поскольку  крыша или стена, на которую крепится антенна или наружный блок бытового кондиционера, является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, а состав общего имущества определяется в соответствии со ст. 36 ЖК РФ и с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, принятие решений об использовании общего имущества (крыша, стена) отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 44 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в МКД является органом управления МКД. Решение общего собрания собственников помещений в МКД, принятое в установленном ЖК РФ порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (ст. 46 ЖК РФ).

Согласно п. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещений в МКД вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Собственниками в многоквартирном доме было проведено общее собрание в заочной форме, без моего участия. После ознакомления с протоколом собрания, я установил, что организаторами был сфальсифицирован мой бюллетень. Как мне пресечь данное нарушение?

В соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса РФ, решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей. Таким образом, в случае, если Вы располагаете сведениями о фальсификации решения и(или) протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, Вам необходимо обратиться с заявлением в правоохранительные органы для проведения проверки возможного факта совершения уголовно-наказуемого деяния.

Кроме этого, обращаем внимание на то, что в соответствии с частью 6 статьи 46 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований Жилищного кодекса РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Наша управляющая компания вывесила объявление о том, что она отказывается от управления нашим домом. Мы обратились в администрацию с письмом, в котором попросили ее провести конкурс по выбору УК для нашего дома. Правомерно ли отказалась от нас УК?

Договор управления многоквартирным домом является публичным, в связи с чем, управляющая организация не вправе в одностороннем порядке отказываться от его исполнения до истечения срока его действия. На деле же собственники часто путают отказ управляющей компании от исполнения договора и отказ от пролонгации договора. Это два разных события по своей правовой природе и юридическим последствиям. Действительно, управляющие компании не обладают правом отказываться от исполнения договорных обязательств перед собственниками помещений обслуживаемого дома. Такой отказ влечёт для нее наступление неблагоприятных последствий. В зависимости от обстоятельств - это административная либо уголовная ответственность, а также обязанность компенсировать все убытки и весь ущерб, которые возникли у собственников помещений в результате такого отказа. Но бывают случаи, когда управляющая организация отказывается пролонгировать договор управления. И с точки зрения Жилищного кодекса РФ, это допустимо, так как договор управления является срочным и для его продления необходимо согласие сторон. Такое согласие может быть выражено разными способами: молчанием или путем оформления дополнительного соглашения. В любом случае, возможность использования любого из способов рекомендуется прописывать в договоре. В большинстве договоров управления сегодня определено условие следующего типа "Сторона, имеющая намерение прекратить действие договора в связи с истечением срока его действия, обязана уведомить другую сторону настоящего договора о прекращении действия договора не позднее, чем за 2 месяца до истечения срока действия договора, способом, позволяющим достоверно определить факт получения уведомления. При отсутствии такого уведомления договор считается продленным на тот же срок и на тех условиях". Важно заметить, что такое условие наиболее удачно, так как в целях продления действия договора не возникает необходимости проводить собственникам собрание каждый раз, когда срок договора подходит к концу. Кроме того, стороны застрахованы от неожиданного разрыва отношений и у них есть достаточно времени, чтобы подготовиться к предстоящим переменам. Например, собственники могут выбрать для своего дома новую управляющую организацию или вовсе перейти на другой способ управления. Это, кстати, наилучший способ обеспечить управление таким образом и при таких условиях, которые наиболее полно отвечают интересам большинства жильцов, независимо от того, отношения с управляющей компанией были прекращены по обоюдному согласию или в результате незаконного оставления последней дома без управления. Если же собрание по каким-то причинам провести не удалось, то, пожалуй, самое время обратиться в администрацию с заявлением о проведении открытого конкурса.

Однако, следует еще раз обратить внимание именно на самостоятельный выбор собственниками управляющей организации. В этом случае, они, исходя из собственных интересов и предпочтений, имеют возможность выбрать себе надежного партнера, с которым они заключат договор на взаимовыгодных условиях и смогут наладить диалог по всем спорным вопросам. Это позволит принимать нужные и компромиссные решения, связанные с обслуживанием общего имущества в доме без риска возникновения споров между сторонами. 

В нашем доме только у троих собственников жилья есть договора с управляющей компанией. Почему их нет у всех собственников жилья и как мы можем потребовать от управляющей компании заключения договоров со всеми собственниками жилья?
Договор управления между управляющей организацией и собственниками помещений многоквартирного дома заключается при выборе управляющей организации на общем собрании собственников и предполагает заключение единого договора с каждым из них. Эта процедура прописана в Жилищном кодексе РФ (ч. 1 ст. 162).  Чтобы получить договор управления на руки, собственнику жилья в многоквартирном доме необходимо обратиться с заявлением о заключении договора в управляющую организацию, осуществляющую управление домом, и после его подписания обеими сторонами получить свой экземпляр договора.
Может ли физическое лицо заключать с гражданами договоры участия в долевом строительстве?

Застройщиком может быть только юридическое лицо, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства на основании полученного разрешения на строительство.

Можно ли заключать предварительные договоры долевого участия?

В соответствии с законодательством о долевом строительстве застройщик вправе привлекать денежные средства граждан только на основе договора долевого участия, прошедшего государственную регистрацию.

Когда можно оплачивать цену договора участия в долевом строительстве?
Договор участия в долевом строительстве считается заключенным только после его регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю. Следовательно, вносить денежные средства можно только после регистрации договора участия в долевом строительстве.
Должны ли предусматриваться договором участия в долевом строительстве гарантии качества?
В соответствии со ст. 7 214-ФЗ застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов.
Когда обязательства застройщика перед участником в долевом строительстве считаются исполненными?

В соответствии со ст. 8 214-ФЗ обязательства считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта.

Что должен содержать договор участия в долевом строительстве и с какого момента он считается заключенным?

Договор должен содержать:

1) определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства;

2) срок передачи объекта долевого строительства;

3) цену договора, срок и порядок ее уплаты;

4) гарантийный срок на объект долевого строительства.

5) способы обеспечения обязательств (страховка, залог земельного участка, поручительство банка)

Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

В каком случае орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации?

орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Что является предметом государственного строительного надзора?

Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;  наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Какие объекты подлежат государственному строительному надзору?

Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ либо является модифицированной проектной документацией.

Телефон доверия:
(8652) 28-30-88

Горячая линия управления

Ставропольского края по

строительному и жилищному

надзору:

(8652) 28-30-60

Долевой контроль:
(8652) 28-30-70